Вильнюсская стратегия

Прибалтийские компании, занятые в авиационном секторе, увеличивают количество своих клиентов в России. У латвийской авиакомпании Airbaltic растет число пассажиров на российских направлениях, даже несмотря на сложную ситуацию на рынке. Литовский провайдер услуг ТОиР FL Technics рассчитывает получить в клиенты российских перевозчиков; компания, обслуживавшая преимущественно машины Boeing 737 Classic, в конце года начинает работать с Boeing 737NG.

Литве пришлось с нуля создавать собственную государственную авиакомпанию — летом 1990 г. литовское подразделение советского "Аэрофлота" было расформировано, а эксплуатировавшиеся там самолеты Ту-134, Як-42, Як-40 и Ан-24 перебазированы в Россию. Для парка нового перевозчика на вторичном рынке были приобретены самолеты Boeing 737-200. Чуть позже сотрудники технического подразделения авиакомпании получили разрешение на работы по ТОиР. Для этого персонал, который в 80-х работал с советской техникой, прошел переподготовку на западные типы. В 1993 г. начали линейное техобслуживание Boeing 737-200, в 1995 г. — базовое. Одновременно с этим выполнялись работы для эксплуатантов самолетов Як-42 из других республик — еще в середине 80-х техническая база в аэропорту Вильнюса была расширена для работы с этим типом (также выполнялось техобслуживание Ту-134).
История литовской авиакомпании flyLAL была печальной: ей так и не удалось стать прибыльной, а год назад она обанкротилась и прекратила полеты. Провайдер по ТОиР, напротив, оказался более успешным. В 2000 г. компания получила сертификат JAR 145 на линейное обслуживание самолетов Boeing 737 классического поколения, а также Saab 340 и Saab 2000. Через два года компания сертифицировалась для проведения базового обслуживания тех же типов самолетов. А в 2004 г. сертификат JAR 145 был заменен на сертификат EASA Part 145. Помимо этого у компании есть сертификат Part 147, позволяющий проводить обучение технического персонала для работ на указанных типах ВС, и сертификат Part M.
В 2008 г. FL Technics выполнила базовые формы обслуживания на 40 ВС, в 2009 г. планируется обслужить 50 машин; объем продаж в этом году прогнозируется на уровне 150 млн долл. Среди своих российских клиентов FL Technics называет "Сибирь", "Оренбургские авиалинии", "Ямал", "Донавиа" (бывший "Аэрофлот-Дон"). Одновременно провайдеру удалось выйти на западный рынок, начав работу с перевозчиками из соседних стран, в частности с латвийской airBaltic и польской Sky Express (этот перевозчик не имеет отношения к российскому Sky Express. — Прим. АТО). По словам представителей компании, сейчас соотношение заказчиков из СНГ и Европы составляет примерно 70 на 30%. При этом если раньше FL Technics бралась практически за все заказы, то в ближайшую зиму у провайдера появится возможность выбирать клиентов, поскольку количество потенциальных заказов может превысить существующие производственные мощности компании.
У FL Technics сейчас два ангара, в которых могут разместиться по два узкофюзеляжных ВС. Сегодня компания рассматривает возможность строительства дополнительных ангарных площадей. Они необходимы, в частности, и для того, чтобы расширить работу по Boeing 737NG. Обслуживание судов этих модификаций — Boeing 737-600/700/800/900ER — компания начнет в конце года. Несколько партнеров FL Technics как в России, так и в европейских странах начали эксплуатацию нового поколения Boeing 737, и это заставило компанию расширять спектр своих услуг. При сокращении парков авиакомпаний из-за снижения объемов перевозок в первую очередь выводится старшее поколение самолетов, в том числе и классические Boeing 737, поэтому доля нового поколения в общемировом парке сейчас заметно растет.
В 2010 г. FL Technics намерена еще расширить линейку своих услуг и начать работу по машинам A320, ATR 42-300/500 и ATR 72-300/500. Одновременно компания стремится выйти в сегмент деловой авиации. "Сейчас мы проводим маркетинговое исследование, чтобы определить приоритетные для нас типы ВС в данной категории. Думаю, что работу по этому направлению начнем в 2010 г.", — говорит генеральный директор FL Technics Йонас Бутаутис. Основными конкурентами литовский провайдер считает турецкие и румынские компании. А в качестве своих преимуществ называет относительную близость к России и то, что большинство сотрудников компании говорит по-русски. При этом, в отличие от российских провайдеров ТОиР, у литовской компании нет проблем с ввозом запасных частей. В мае FL Technics подписала соглашение с американским поставщиком агрегатов Kellstrom Industries о создании в Вильнюсе стока запчастей, сейчас общая стоимость находящихся там деталей составляет 2 млн долл. По словам представителей компании, в дальнейшем сток будет расширяться.
Хотя ряд мировых участников рынка ТОиР считает, что компании в этом сегменте будут укрупняться, а небольшим провайдерам в дальнейшем будет все сложнее конкурировать за клиентов, в FL Technics уверены, что компании удастся занять свою нишу.
"В России рынок ТОиР сейчас только формируется, многие авиакомпании находятся в поиске стратегических партнеров. Как правило, небольшие провайдеры имеют возможность гибко подстраиваться под цели и задачи конкретных клиентов, а также предлагают более гибкую ценовую политику. Основа конкурентоспособности на нашем рынке — возможность предоставить авиакомпании максимально полный спектр услуг, и мы надеемся справиться с этой задачей", — говорит Бутаутис.    

Читайте также  "Ямал" вернет ГТЛК самолеты SSJ 100 в моноклассной компоновке